Как заполнить систему отопления двухконтурного котла

Прессовка системы отопления

Прессовка системы отопления

Перед заполнением системы отопления теплоносителем необходимо проверить герметичность всех стыков и соединений. Для этого выполняется прессовка — создание избыточного давления в трубах, т.е. искусственно создается ситуация дестабилизации системы.

Сделать это можно двумя способами — с помощью нагнетания воздуха или теплоносителя. Это обязательно делается еще до того, как заполняется система отопления двухконтурного котла. Выполнение этой процедуры можно осуществлять с помощью механического (электрического) насоса или подключив водоснабжение. Последний вариант не рекомендуется, так как контролировать процесс будет весьма сложно. Порядок выполнения состоит в следующем:

  • Предварительная визуальная проверка стыков и соединительных узлов;
  • Подключение механизма к входному патрубку системы;
  • Создание избыточного давления, значение которого должно превышать норму в 1,5 раза.

Обязательно проверяется состояние элементов отопления. В случае возникновения протечки процесс незамедлительно останавливается и может начаться только тогда, когда дефект будет устранен.

Заполняем систему снизу

Итак, вернемся к закачке жидкости в систему. Используем емкость подходящего объема (хорошо подходит пластиковая бочка объемом 200 л). Опускаем в нее насос, создающий требуемое для закачки жидкости давление не выше 1,5 атм (типовое значение в диапазоне 1-1,2 атм). Такое давление требует создание насосом напора величиной 15 м (у погружного «Малыша» он достигает 40 м).

Заполнив бочку водой, запускаем насос, следя за уровнем жидкости, должным располагаться выше его входного патрубка для предотвращения «завоздушивания». Уровень снижается – доливаем воду. Закачивать антифриз следует из емкости меньшего объема (ведра), чтобы не погружать в жидкость корпус погружного насоса (и потом не мыть) – достаточно погрузить входной патрубок. Доливать антифриз придется часто, отключая периодически насос.

Заполнение системы выполняется при открытых кранах Маевского на установленных радиаторах отопления с подставленными емкостями для сбора воды. Когда жидкость пойдет из всех воздухоотводчиков, закрывают краны, продолжая процесс закачки.

Контролируем давление по манометру (подойдет прибор котла). Когда его величина превысит гидростатическое, равное давлению в столбе жидкости высотой от нижней до верхней точки системы (высота 5 м дает статическое давление 0,5 атм), продолжаем заполнять систему, отслеживая по манометру момент достижения давлением требуемой величены.

Закачивание антифриза насосом «Малыш».

Заполнив систему, выключаем насос, открываем воздушные краны (давление неизбежно упадет), после чего подкачиваем воду. Процесс повторяем несколько раз, вытесняя воздушные пузыри.

Завершаем заполнение осмотром системы на наличие подтеканий. После выключения насоса в шланге, подсоединенном к выходному патрубку, жидкость находится под давлением. Если закачивался антифриз, сначала отсоединяем шланг от входного патрубка насоса и сливаем жидкость в емкость, стараясь не облить корпус механизма.

Ответы знатоков

Вован:

открой

*Сама Скромность*:

приехали… .а зачем, у вас какое давление показывает? ? должно бывть не более 1.2 если запустили воду, да именно через краничек, а у вас потом опять падает давление, значит где то в системе пропускает

Владимир Петров:

В систему отопления закачивают воду с низу в обратку у вас там должен стоять кран слива воды. Качаете жо жавления 0.8 — 0.9 меньше нельзя котел не запустится. Лишний воздух должен выйте через клапан который стоит в котле. Но лучше поставить свой клапан в верхней точке он выпускает тодько воздух. А еще на батареях стоят краны Маевского через них тоже воздух спускают

Александр Л.:

Кран подпитки там есть (наподобии вентиля) . Откручиваете и ждете когда давление будет где-то 1,6 и закрываете. Потом спускаете воздух на радиаторах и снова подкачиваете.

Игорь Шкурный:

под низом котла должен быть заливочный кран, его открываете и система заполняется все предельно просто

Особое мнение:

русские читают инструкцию в двух случаях — если что-то сломалось или если больше нечего читать

Люблю шпицев!:

водопровод и отопление никак не соединены между собой. заполните систему водой из колонки и иногда будете пополнять

52532647:

затраты будут так как нужно купить котел, трубы, батареи, вытяжку ну и рабочих нанять…. вода нужна только для заполнения системы, потом просто доливается раз в пол года (помоему) в расширительный бочек…

Ирина Рукина:

Система отопления не зависит от системы водоснабжения. Это замкнутый контур. Монтируете систему отопления либо из металлических труб (регистров), либо с батареями (чугунными) на сварке. Либо делаете систему из пластиковых или металлопластиковых труб с современными радиаторами. Только учтите, что эти системы работают исключительно с насосом, если часто бывают перебои с электричеством, лучше выбрать 1-ый способ, старый и проверенный. Подключаете систему к котлу, лучше чисто газовому, а не комбинированному (они экономичнее). Заливаете воду с помощью шланга в систему-и грейтесь. Если нельзя от колонки провести шланг, залейте ведрами через расширительный бачок. А вообще и воду не мешало бы в дом провести. Удачи!

REM2009:

Что систему заполнить водой можно и с помощью ведер и так понятно! Но для установки газового котла нужен проект который заказывают в местной газовой службе, иначе с ними будут проблемы.

максим роман:

Вопервых нужна вытяжка котел радиаторы трубы умелые руки 4шт затраты будут полюбому ет не обогреватель купить на вскидку эконом вариант 150тр

anna antonenko:

А почему водопровод не провели до сих пор? обычно наоборот делают, сначала водопровод, потом газ. Моетесь-то где? Котел ведь подбирать надо тогда без функции нагрева воды для хозяйственных нужд, только для отопления.

And8691:

Для установки котла, потребуется организаия с лицензией для проведения таких работ. Так же разрешение пожарного и газового инспектора. Систему отопления, Вы можете смонтировать сами. Экономичным вариантом, будет использовать, полипропиленовых труб. В современных котлах, требуется давление в системе отопления от 0.8 атм. , но это не страшно, подключаем любой водянной насос и создаем его. Глушим систему (закрываем кран).

Открытые системы

В таких системах отопления вода циркулирует естественным образом (не под давлением). В их верхней точке устанавливается расширительный бачок, в котором теплоноситель соприкасается с воздухом. В эту ёмкость поступает излишек воды, расширяющейся при нагревании. Сюда же спускается воздух из системы. Именно в бачок и заливают воду, хотя сделать это можно и через нижнюю часть системы, если в ней есть соответствующий разъём.

Опишем подробнее, как правильно залить воду в систему отопления, если она является открытой. С бачка снимают крышку и вливают воду, используя вёдра или шланг. Уровень воды в бачке определяют по индикатору.

Из верхней части бачка выходит сливная труба, подсоединённая к канализационной системе, через которую отводится излишек жидкости.

Наливать воду в систему нужно постепенно, порциями, давая время для выхода пузырей воздуха. Когда она перестанет сливаться в трубы, систему можно считать заполненной. Теперь нужно спустить оставшийся в радиаторах воздух, открыв краны Маевского. Под них ставят таз и откручивают краны. Как только в ёмкость польётся вода, краны закручивают. После спуска из радиаторов воздуха придётся долить воду в бачок. Когда работа будет закончена, можно включать котёл. Теперь понятно, как заполнить водой систему отопления, которая является открытой.

Вода или теплоноситель выбираем оптимальный заполнения системы

Антифриз для системы отопления

Оптимальный состав жидкости должен определяться параметрами системы отопления. Зачастую система отопления заполняется водой, так как она имеет ряд существенных преимуществ. Определяющим является доступная стоимость – часто берут простую водопроводную воду. Однако это в корне неправильно. Большое количество элементов металла и щелочи будут способствовать образованию нароста на внутренних стенках труб и радиаторов. Это приводит к уменьшению проходного диаметра, возрастанию гидравлических потерь на отдельных участках магистрали.

Но как правильно заполнить закрытую систему отопления водой, чтобы избежать подобных неприятностей? Специалисты рекомендуют использовать дистиллированную воду. Она максимально очищена от примесей, что сказывается в лучшую сторону на ее физических и эксплуатационных свойствах.

Энергоемкость. Вода хорошо аккумулирует тепло, чтобы впоследствии его передать в помещение;
Минимальный показатель вязкости

Это важно для закрытых систем отопления с принудительной циркуляцией и сказывается на мощности центробежного насоса;
При повышении давления в трубах точка кипения сдвигается в большую сторону. Т.е

фактически процесс перехода из жидкого в газообразное состояние происходит при температуре от 110°С. Это дает возможность использовать высокотемпературные режимы отопления.

Но если существует вероятность воздействия отрицательных температур, то вода, как жидкость для заполнения систем отопления, неприемлема. В таком случае следует использовать антифризы, у которых порог кристаллизации значительно ниже, чем 0°С. Оптимальный вариант – растворы пропиленгликоля или глицерина со специальными добавками. Они относятся к классу безвредных веществ и используются в пищевой промышленности. Лучшими техническими качествами обладают растворы на основе этиленгликоля. До недавнего времени ими заполняли закрытые системы отопления. Однако они крайне вредны для человека. Поэтому несмотря на все их положительные качества, применять антифризы на основе этиленгликоля не рекомендуется.

Но чем можно заполнить систему отопления – водой или антифризом? Если отсутствует вероятность воздействия низкой температуры, лучшим выбором будет вода. В противном случае рекомендуется применять растворы специального теплоносителя.

Автомобильный антифриз нельзя заливать в систему отопления. Это приведет не только к поломке котла и выхода из строя радиаторов, но и будет опасно для здоровья.

Выбор величин давления в системе и расширительном бачке

Чем выше рабочее давление теплоносителя, тем меньше вероятность попадания воздуха в систему. Нужно помнить об ограничении рабочего давления величиной предельно допустимой для отопительного котла. Если при заполнении система было достигнуто статическое давление 1,5 атм (15 м водяного столба), то циркуляционный насос напором в 6 м вод. ст. создаст на входе в котел давление 15+6=21 м водяного столба.

Некоторые типы котлов имеют рабочее давление порядка 2 атм=20 м вод.ст. Будьте внимательны, не перегружайте теплообменник котла недопустимо высоким давлением теплоносителя!

Мембранный расширительный бак поставляется с заводским настроечным давлением инертного газа (азота) в газовой полости. Распространенная величина его равна 1,5 атм (или бар, что почти то же самое). Уровень этот можно поднять, подкачав в газовую полость воздух ручным насосом.

Изначально внутренний объем бака полностью занят азотом, мембрана прижата газом к корпусу. Именно поэтому закрытые системы принято заполнять до уровня давления не выше 1,5 атм (максимум 1,6 атм). Тогда установив расширительный бак на «обратку» перед циркуляционным насосом, мы не получим изменения его внутреннего объема – мембрана останется неподвижной. Нагрев теплоносителя приведет к росту его давления, мембрана отойдет от корпуса бака и сожмет азот. Давление газа повысится, уравновесив давление теплоносителя на новом статическом уровне.

Уровни давления в расширительном бачке.

Заполнение системы до давления в 2 атм позволит холодному теплоносителю сразу поджать мембрану, которая сожмет азот также до давления 2 атм. Нагрев воды от 0 °С до 100 °С увеличивает ее объем на 4,33 %. Добавочный объем жидкости должен поступить в расширительный бак. Большой объем теплоносителя в системе дает большое его приращение при нагреве. Слишком большое первоначальное давление холодного теплоносителя сразу израсходует емкость расширительного бака, ее не хватит для приема избытка нагретой воды (антифриза)

Поэтому важно заполнять систему до правильно определенного уровня давления теплоносителя. Заполняя систему антифризом, нужно помнить о его большем, чем у воды, коэффициенте теплового расширения, требующем установки расширительного бака большей емкости

Заключение

Заполнение закрытых систем отопления – не просто стандартная заключительная операция перед запуском в эксплуатацию. Правильное или неправильное выполнение этого этапа может серьезно повлиять на рабочие характеристики системы, в худшем случае даже вывести ее из строя. Соблюдение технологии заполнения – ключ к получению стабильно работающего отопления.

Как реализовать альтернативное отопление частного дома

Двухтрубная система отопления частного дома – классификация, разновидности и практические навыки проектирования

Однотрубная и двухтрубная разводка отопления в частном доме

Коллекторная система отопления частного дома – преимущества и недостатки

Напорное оборудование в системах отопления разновидности насосов

Конструкция циркуляционного насос для системы отопления предполагает две схемы компоновки агрегата: сухую и мокрую.

Сухие насосы собираются на базе общей станины, к которой крепят двигатель и рабочую камеру – улитку с крыльчаткой. Ротор такого агрегата не контактирует с теплоносителем.

Поэтому на станину сухого насоса можно установить действительно мощный двигатель, увеличив параметры рабочих характеристик до максимума. Еще один «плюс» сухой конструкции – 80-процентный КПД агрегата. К недостаткам сухой конструкции относятся, во-первых, высокий уровень шума, во-вторых, потребность в частом обслуживании (смазка и чистка крыльчатки двигателя).

Мокрый циркуляционный насос для системы отопления собирается как моноблок. Корпус (стакан) двигателя этого насоса крепится прямо на улитку (корпус рабочего отсека с крыльчаткой). Ротор двигателя «мокрого» насоса отделен от рабочего отсека парой уплотнительных колец – своеобразной муфтой, передающей момент вращения на крыльчатку.

Циркуляционный насос с мокрым ротором Wilo-TOP-Z

Главное достоинство «мокрого» агрегата – бесшумная работа и отсутствие потребности в сервисе. Такой насос не нужно даже смазывать – между уплотнительными кольцами всегда есть тонкий слой воды, играющий роль смазки. Основной недостаток – малогабаритный корпус, исключающий возможность использования мощных двигателей. Поэтому рабочие характеристики «мокрых» насосов, что называется: «не впечатляют».

В итоге, если вам необходим мощный агрегат, обслуживающий протяженную сеть труб (разводку системы отопления), то вам следует обратить внимание на «сухие» насосы. Только для такого насоса вам придется построить отдельную котельную, уделенную от жилой зоны

Циркуляционный насос с сухим ротором

Ну а если вам нужен напорный узел для относительной небольшой разводки, то лучшим вариантом для вас будет «мокрый» насос. Кроме того, небольшие системы отопления не комплектуются отдельными котельными, а бесшумный «мокрый» насос – это просто идеальный вариант напорного оборудования для монтажа внутри жилого помещения.

Когда выполняется заполнение теплоносителем

Известны всего две ситуации, требующие выполнения данной технологической операции:

  • запуск отопления в эксплуатацию (в начале отопительного сезона);
  • повторный пуск после проведения ремонтных работ.

Обычно воду-теплоноситель сливают поздней весной по двум причинам:

  1. Вода неизбежно загрязняется продуктами коррозии (внутри радиаторов, металлопластиковые и полипропиленовые трубы ей не подвержены). Оставив старую воду на новый сезон, рискуете сломать циркуляционный насос твердыми загрязнениями.
  2. Незапущенные залитые системы загородных домов могут «разморозиться» при внезапном похолодании – такие случаи нередки.В этом смысле предпочтителен теплоноситель-антифриз. Качественный состав обладает высокими антикоррозионными свойствами, повышающими «межсливной» интервал до 5-6 лет. Известны случаи бесперебойной работы отопления на одном и том же объеме антифриза 15-17 лет. Низкокачественный антифриз рекомендуется сливать через 2-3 года.

Закачка антифриза в систему отопления.

Технология заполнения куда подавать теплоноситель

Необходимыми средствами являются емкость и насос, создающий требуемое давление жидкого теплоносителя. Вполне подойдут погружные типа «Гном» или «Малыш» (популярные у садоводов, использующих их для полива участков, расположенных выше уровней водоемов). Имеются свидетельства об успешном заполнении закрытых систем посредством ручных насосов – от используемых для опрыскивания защитными растворами огородных культур, до специализированных ручных насосов, применяемых для перекачки из бочек моторных топлив или жидких химических продуктов. Любую схему отопления можно успешно заполнить, контролируя давление по манометру.

Заполнение системы антифризом посредством погружного вибронасоса.

Первой операцией является выбор точки входа жидкости. Если напор, создаваемый насосом, поднимает жидкость до верха системы, следует подключаться в низшей точке котельной – патрубку подпитки теплоносителем, врезанному перед котлом в «обратку». Кроме входа подпитки необходим конструктивно отдельный выход слива (два разных узла системы). Первый оборудуется вентилем (шаровым краном) и обратным клапаном, второй – только вентилем (шаровым краном). Если низшая точка системы является штуцером слива воды из котла, то можно через него спустить/заполнить систему водой. Поскольку за котельным сливом (вообще за сливом) не устанавливается обратный клапан, любое выключение насоса повлечет вытекание закачанной жидкости – нужно быстро перекрывать кран перед штуцером.

Конструкция типового узла слива/подпитки.

Способы заполнения встроенный механизм и насосы

Насос для заполнения отопления

Как заполнить систему отопления в частном доме — используя встроенное подключение к водопроводу с помощью насоса? Это напрямую зависит от состава теплоносителя — вода или антифриз. Для первого варианта достаточно сделать предварительную промывку труб. Инструкция по заполнению системы отопления состоит из следующих пунктов:

  • Необходимо удостовериться, что вся запорная арматура стоит в нужном положении — вентиль слива закрыт также как предохранительные клапаны;
  • Кран Маевского в верхней точке системы должен быть открыт. Это необходимо для удаления воздуха;
  • Вода заполняется до того момента, пока из крана Маевского, открытого ранее, не потечет вода. После этого перекрывается;
  • Затем необходимо удалить излишки воздуха из всех приборов отопления. На них должен быть установлен воздушный клапан. Для этого нужно оставить кран заполнения системы открытым, следите чтобы вышел воздух из конкретного прибора. Как только из клапана потечет вода — его нужно перекрыть. Такую процедуру нужно сделать для всех приборов отопления.

После того как произошло заполнение воды в закрытой системе отопления, нужно проверить параметры давления. Оно должно составлять 1,5 бар. В дальнейшем для предотвращения протечек выполняется прессовка. О ней будет сказано отдельно.

Заполнение отопления антифризом

Перед тем как приступить к процедуре добавления антифриза в систему, нужно его подготовить. Обычно используют 35% или 40% растворы, но для экономии рекомендуется приобрести концентрат. Разбавлять его следует строго по инструкции, и только применяя дистиллированную воду. Помимо этого необходимо подготовить ручной насос для заполнения системы отопления. Он подключается к самой нижней точке системы и с помощью ручного поршня выполняется нагнетание теплоносителя в трубы. Во время этого необходимо следить за следующими параметрами.

  • Выход воздуха из системы (кран Маевского);
  • Давление в трубах. Оно не должно превышать значения 2 бар.

Вся дальнейшая процедура полностью аналогична вышеописанной. Однако следует учитывать особенности эксплуатации антифриза — его плотность намного выше, чем у воды

Поэтому следует особое внимание уделить расчету мощности насоса. Некоторые составы на основе глицерина, могут увеличивать коэффициент вязкости при повышении температуры

Перед заливкой антифриза необходимо заменить резиновые прокладки на стыках на паронитовые. Это значительно уменьшит вероятность появления протечек.

Автоматическая система заполнения

Для двухконтурных котлов рекомендуется применять устройство автоматического заполнения системы отопления. Оно представляет собой электронный блок управления добавления воды в трубы. Устанавливается на входном патрубке и работает полностью в автоматическом режиме.

Главным преимуществом этого устройства является автоматическое поддержание давления методом своевременного добавления воды в систему. Принцип работы устройства заключается в следующем: манометр, подключенный к блоку управления, подает сигнал о критическом снижении давления. Автоматический клапан подачи воды открывается, и находится в таком состоянии до тех пор, пока давление не стабилизируется. Однако практически все устройства автоматического заполнения водой системы отопления имеют высокую стоимость.

Бюджетным вариантом является установка обратного клапана. Его функции полностью аналогичны устройству автоматического заполнения системы отопления. Он также устанавливается на входящий патрубок. Однако принцип его работы заключается в стабилизации давления в трубах с системой подпитки водой. При падении давления в магистрали напор водопроводной воды будет воздействовать на клапан. Из-за разницы он автоматически откроется до момента стабилизации давления.

Таким способом можно не только подпитывать отопление, но и осуществлять полноценное заполнение системы. Невзирая на кажущуюся надежность рекомендуется визуально контролировать подачу теплоносителя. При заполнении отопления водой обязательно открываются клапаны на приборах для выхода излишка воздуха.

Вместо воды

Возникает вопрос: что залить в систему отопления частного дома вместо воды, чтобы улучшить эксплуатационные свойства теплоносителя? Для этих целей часто применяют антифриз. Он не замерзает даже при температуре ниже ноля градусов. Благодаря такому его свойству трубы и радиаторы не лопнут, если в помещении будет очень холодно. Если есть желание использовать антифриз, следует устанавливать трубы небольшого диаметра и панельные радиаторы, чтобы снизить необходимое количество этого теплоносителя (он гораздо дороже воды).

Кроме того, заполнение системы отопления этой жидкостью хлопотное. Её невозможно закачать из водопровода. А при использовании шланга некоторое количество антифриза прольётся. К тому же, если система закрытая, невозможно залить теплоноситель через бак.

Проблема решается так:

  • Заливка снизу системы производится с использованием ручного (опрессовочного) насоса, который поспособствует возникновению в трубах номинального давления антифриза. Электрический насос подойдёт не всякий. Нужен специальный механизм, который может перекачивать не только воду.
  • К обратному клапану внизу системы крепится длинный шланг. Возле него ставится большая ёмкость. Второй конец шланга придётся поднять как можно выше (на второй этаж, чердак), чтобы создать повышенное давление. После окончания заливки жидкость из шланга сливают в подготовленную ёмкость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *